Записная книжка     О блоге     Архив записей     Лента

Чтобы самому не забыть и другим рассказать

Албания в августе 2017

Как мы маленькой семьей катались по маленькой Албании на авто.

После двух предыдущих отпусков по схеме “все включено”, мысль о очередном отдыхе в подобном формате наводила на меня тоску. Хотелось драйва, веселого кипиша, некой спонтанности что ли. Да и вообще у меня давно зрела поездка в Норвегию на авто. Фьорды, красивые горы и северная природа - то что будоражило мое воображение. Но еще зимой мы с Аней прикинув наши финансы поняли, что на Норвегию на троих человек нам банально не хватит собраных денег на полноценные две недели отпуска. После нескольких дней раздумий и сбора инфы было решено поехать в Албанию:

В процессе проработки поездки(маршрут, билеты на самолет, аренда авто, куда поехать и что посмотреть), вырисовалось несколько фактов-стереотипов, которые постоянно упоминались в разных источниках:

Кольцевой маршрут путешествия по Албании

В Албанию летели чартером из Киева в Тирану.

На весь период отпуска я специально не бронировал заранее отели, дабы иметь полную свободу передвижения. Просто при проработке маршрута отмечал потенциальные точки ночевки. Но буквально за день или два до вылета в Албанию я все таки решил на всякий случай забукать нам отель на первую точку в нашем путешествии. И это оказалось чертовски правильным решением! Авиарейс из Киева в Тирану сильно задержался. Должны были вылететь в 11 часов утра и приземлится в половину 2-го дня, по факту же получилось, что в стране орла мы были почти в 6-ть вечера.

От аэропорта до Шкодера(первая наша точка) было около 80-ти километров обычной двухполоски, которая была очень плотно загружена транспортом в обе стороны. Ну и представьте подобное: у меня раскалывается голова после самолета, незнакомая арендованная машина, к которой еще не привык, плотный трафик с горячими албанцами, которые выписывают пируэты на незнакомой мне дороге и чертов неработающий навигатор(я просто заранее в Одессе не проверил как работает gps на ipad’e c выключенным wifi). В город мы приехали затемно и хороший час петляли по незнакомым улочкам. Но все когда нибудь кончается и плохое тоже и мы были просто обречены найти наш крутой хостел у Фреда:

Eco Garten Guest House

Уже сейчас, когда я пишу эти строки, подумал что логичнее было бы в первый день остановится где-то возле аэропорта. Но когда в Одессе планировал маршрут - 80 км показались совсем не большим расстоянием. Хотя неоднократно читал на всяких сайтах утверждение: средняя скорость в Албании 30-40 км и вообще дорога не легкая. Ну и вывод №1: проверять девайсы перед тем как использовать их.

Так вот, о Шкодере. Это достаточно большой город, в некой мере “исторический”, такой себе албанский Львов. Поехали мы туда из-за крепости Розафа и Скадарского озера.

Пока гуляли по городу, авто не трогали, одна из причин - это узенькие улочки и пробки на них: Хотя там ходить нечего - небольшой он.

Пошарпанный Шкодер:

Не пошарпанный Шкодер:

К крепости и озеру пришлось ехать, они находятся за пределами города. Я обычно к историческим развалинам отношусь прохладно, рассматриваю их как вариант возможной культурной программы, если ничего другого интересного нет. Но крепость Розафа мне понравилась. Не самими камнями, сохранностью или чем-то в подобном стиле, нет. С крепости открывается офигенные панорамные виды, посудите сами:

В принципе внутри тоже симпатично:

После крепости сразу купаться на Скадарское озеро:

На обратном пути заехали поужинать в местное кафе на берегу озера. Местные с него кормятся, вот и мы решили заценить местную рыбку. Рыба как рыба:).

Мы планировали пробыть три дня в городе, но нам хватило и двух. Потому не стали задерживаться и выдвинулись на Вальбону - горный район. Я предвкушал кайф от самого добирания, потому что путь предстоял через красивые горные серпантины и живописное водохранилище на пароме в тех же горах. Ну и пару мелких point of interest по пути.

Например, буквально в часе езды от Шкодера есть старый османский мост:

В интернете, когда о нем пишут, очень часто размещают красочные фото, на котором наличествует река. Наш вариант слегка посуше, не майский, а августовский. Самое влажное что было там - это наши тела, которые обливались потом из-за адской жары.

Дольше пяти минут там делать в общем-то нечего. Себя пофоткать, помочь другим туристам, кинуть в последний раз взор на красивую картинку, зафиксировать ее в памяти и с пребольшим удовольствием залезть в прохладную машину с уже работающим кондиционером. Рыбак рыбака фотографирует издалека

После мы потихоньку начали ехать в горы. Причем потихоньку - это буквально. Не знаю как Аня и Ярослав, но я получал от этого колосальное удовольствие! Окружающие виды захватывали и есть время спокойно их созерцать на скорости 20 км/ч, объезжая ямки. Я то и дело останавливался у обочины чтобы сделать кадр-второй на фотоаппарат:

Ехали мы еще не спеша по причине того, что наш паром ходит только по утрам, т.е. для нас уже будет завтра утром. Где-то за полдня мы “справились” с дорогой, прибыли в маленький город Koman, который работает на порт и гидроэлектростанцию. Остановились в единственном отельчике, где правит бал итальянка. Забавно было договариваться с ней на итало-английском; впрочем евро звучит везде одинаково:). Место чудесное, я бы провел здесь летние каникулы:

В общем куда не глянь - глаз радуется. Искупались в водохранилище(попрыгали с Ярославом с пирса) - прохладно, как и полагается горному водоему.

Ночью разразилась жуткая гроза. Хлестающий дождь, сильный, завивающий ветер, который хлопал всеми дверьми, окнами, ставнями; сверкающая молния - ощущения как будто присутствуешь в фильме-триллере “Сияние” с Джеком Николсоном в главной роли. Мне понравилось:).

Утром погода светилась как ни в чем не бывало. Мы позавтракали, быстро собрались, расчитались за отель, выехали. Не успев проехать и половины пути к паромной переправе, я словил себя на мысли что не помню как упаковывал фотоаппарат. Быстро проверили все свои сумки-рюкзаки - точно нет его! Тут же развернулись обратно. Потенциальных точек, где я мог забыть девайс было всего две: кафе, в котором вчера вечером ужинали и отель. Пока ехали обратно Аня, видимо успев уже морально попрощаться с ее фотоаппаратом, сказала: “Фотографии жалко”. Но нам повезло: фотоаппарат нашелся во вчерашнем кафе. Как только я подъехал к нему, еще не успел даже толком выйти с авто, мне на встречу вышел его хозяин с фотиком:).

Несмотря на эти все челночные покатушки туда-сюда, приехали сильно заранее на причал, за часа два до прибытия нашего парома. Вот такой вот пыптык, на котором все смешалось в кучу:

В интернете я читал что причал переправы тесноват, но не думал что настолько.

На причал можно попасть только через полукилометровый тунель:

Выехав из него, я опешил: “Куда машину то приткнуть?”. Местный парковщик, он же продавец билетов, постоянно тусовал автомобили туда-сюда. Постоянно кто-то приезжал/уезжал, приплывали небольшие лодочки, зачастую с людьми-пассажирами, один раз даже с овцами:). Пока мы дождались большого “автомобильного” парома, сменилось много людей и транспорта(водного и сухопутного). Уже потом мне в голову пришла идея: надо было нащелкать кадры с интервалом в минуту-две, а потом склеить в гифку - получилось бы забавное слайдшоу автомобильных пятнашек. Или вообще таймлапс видео замутить!

Кстати, местные маленькие лодчонки в качестве салона используют салоны автобусов: Голь на выдумку хитра

После того как всех желающих упаковали, паром начал отплывать:

Я уже приготовил фотокамеру дабы запечатлевать окружающую красоту, как в тот же момент стало слышно бибикание вылетающего авто из туннеля. “Жалко чувака, кто не успел, тот опоздал” - вспомнилось мне. Но не в Албании. Несмотря на то что мы уже отплыли метров 20ть от причала, капитан судна быстро “запарковался” обратно, принял на борт опоздавшее авто и отчалил снова. На все про все минут 10ть. Я еще подумал: “блин, а мы за два часа до отправления приехали, чтобы не опоздать, а оказывается вот как можно!”.

Албанские фьорды

Рейс, которым мы плыли, вполне себе регулярный, не туристический. Представляете какой кайф местные постоянно наблюдают каждый раз, плывя туда-сюда со своими авто или овцами? Даже с чисто практической точки зрения:

В общем люди, овцы и другие одобряют и рекомендуют паром; будете в тех местах - не пропустите.

По приезду в Вальбону было пасмурно, уже совсем не ощущалось той знойной августовской жары, которая была в Шкодере:

Вид с балкона номера Но на следующий день была прекрасная погода, без облаков и с ярким солнцем, сразу открылись нереальные горные красоты: Ах!

Пошли в запланированный однодневный поход:

Фото по мере подьема

Парочку предыдущих дней, пока у нас был полутюлений городской туризм, Ярослав все время задавал одни и те же вопросы: “Ну когда мы поедем уже в горы?! Хочу подняться в гору!” Апогеем его “Хочу!” стал вечерний приезд в “горы”. Когда же мы таки начали идти вверх, “в гору”, его запал и энтузиазм начал стремительно иссякать и через пару часов превратился в классическое: “А скоро ли мы придем? А скоро привал? А когда пойдем обратно? Я хочу есть, я устал! Я никуда уже не хочу!”.

“В гору! Прямо сейчас!”

В общем, кто о чем, а вшивый о бане я о горах. Иногда попадались такие полянки, мы на них останавливались дух перевести, глаз порадовать, щелкнуть кадр на память, либо просто перекусить:

Вернулись обратно в гестхаус под вечер, как раз к ужину. Я немного сбил оскомину по горам:). Сильно убиваться не стали(на самую вершину горы так и не забрались), так как все были подготовленные не лучшим образом спорт отдельно, отдых отдельно. Мы и так на следующий день очень хорошо по всему телу чувствовали, что “отдохнули” на славу.

Пробыв в Вальбоне 2 дня, мы двинули на юг страны, в сторону Греции, по горным серпантинам, через албанскую глубинку. Мне нравилось само по себе движение, потому что сменяющаяся картинка за пределами авто была всегда крутейшая и увлекательнейшая. Она постоянно мешала водить, все время забирала внимание на себя.

Еще раз прокатился бы.

В день получалось проехать 200-250 км, не больше.

Маленький городок Пешкопия.

Хоть и Пешкопия был чисто городом “на переночевать”, он мне запомнилась двумя моментами:

За последнее я более подробно поясню. Мы отравились, скорее всего завтракая еще утром в Вальбоне. Но поняли мы это только вечером, когда нас начало “накрывать” одного за другим. Ярослава просто стошнило в аккурат к ужину и он за кустами сбросил лишний “баласт”(окружающие посетители на нас подозрительно смотрели:) ). Нас с Аней сильно мутило, болела голова, на еду просто смотреть не могли. В таких случаях обычно хорошо помогает свежезаваренный крепкий черный чай. Заварка у нас с собой была, а вот кипятка и чашек нет. И тут начался квест. Надо сказать что в Албании, где бы мы не заказывали чай/кофе - его всегда приносили слегка горячим. Я попросил у официанта принести “3 cups of boiled water”, т.е. 3 стакана/чашки кипятка, нам же в ответ принесли три бутылки холодной воды. Ну почти тоже самое - “bottled water”, бутилированная вода:). В ход пошли слова “hot”, “very hot water”, “water with bubles”, потом google translator, где я ввел на русском “кипяток” и результат перевода на албанский показал официанту. Он вроде кивнул и спустя минут 5ть принес бутылку газированной воды(“water with bubles”:) ) и кувшин с водой, температура которой ну максимум была 60 °C. Спасибо и на том:). Ночка была веселая.

На следующее утро нам было уже полегче. Паренек-официант утром вроде лучше нас понимал и принес четко то, что Аня описала: варенные куриные яйца(“eggs in water”), поджаренный хлеб(“dry bread in oven”), сливочное масло(“butter”) и кипяток(четко проговоренная фраза: “boiled water, not bottled, very hot with bubles, but not soda”). Еще и мед в нагрузку дали. Мы очень даже вкусно позавтракали:)

Еще забавный момент: когда мы гуляли вечером по городу(еще до того как нас полностью накрыло), заметили что практически возле каждой многоэтажки, у подъездов, наскладированны колотые дрова.

И еще, вывод №2: всегда брать с собой кипятильник/горелку, маленькую металическую чашку и черный чай.

Следующий наш не промежуточный пункт был город “одной фотографии”: город Берат. Это выражение я где-то вычитал на просторах интернета. Город “одной фотографии” потому что люди приезжают и делают одну и ту же фотографию. Мы не стали отставать от трендов:

Берат включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как образец хорошо сохранившейся городской застройки времён Османской империи. Было прикольно там прогуляться среди старой и в тоже время жилой застройки. После прогулки мы упали в кафешку попить чай. И заодно заказали мороженное, так как уже свалили с “больших” гор, да и сильно продвинулись на юг - опять началась жара. Ну и плюс после почти суточного воздержания от еды опять появился аппетит, но что-то серьезное есть пока было страшно, а мороженное с чаем - самое то:).

Горы хоть и меньше стали, но красивые дорожные серпантинчики никуда не делись. Наша следующая цель - каньон Осуми. Путь лежал через городок Чоровода, где мы переночевали, больше делать там нечего.

К каньону мы добрались на следующее утро, буквально полчаса езды от города. Это очень популярное место для рафтинга в мае-июне, когда протекающая внизу одноименная река максимально полноводная. Вдоль дороги есть пару обзорных площадок, откуда я зафоткал эти шикарные 80-100 метровые отвесные скалы:

Чуть дальше есть спуск к самой реке, куда мы с радостью пошли помочить ноги(вода теплая!):

Когда я планировал маршрут, я значительное время потратил чтобы выяснить возможно ли с Чороводы проехать на авто на юг, через каньон. Хотелось посмотреть красоты тамошние. А населенки там очень мало, дорога грунтовая. По англоязычным отчетам сделал вывод что можно, но осторожно и лучше на 4х4 машине. Но проехать нам оказалось не суждено. После того как полюбовались на каньон, помочили ноги в реки и после немного параллельно проехались по грунтовке и даже переехали каньон по старому мосту, мы уперлись в стройку: там как раз начали строить новую, нормальную дорогу, потому на тот момент была перекопана вдоль и поперек и усеяна дорожной техникой. Ничего не оставалось как развернуться назад. И если мы таки хотим на юг, в Саранду, то нам необходимо делать большой крюк. Мои запротестовали: “устали кататься, хотим море!”

Ну ок, едем туленить, четверть программы отменяется. Спустя несколько часов мы уже были на море. Приехали в какую-то курортную деревушку, с кучей отелей на береговой линии, весь частный сектор также обвешан табличками с ценами(в евро!) за сутки.

Прям на берегу было пару ресторанчиков с морской кухней. Там мы смогли утолить свой голод, кто о чем мечтал. Аня по seafoods, Ярослав все время трындел о крабах, а я в принципе люблю все вкусное.

После попытались где-то найти место на парочку оставшихся дней, но не тут то было. Потратив пару часов на беготню между отелями и частными дворами, мы отказались от этой затеи и отъехали на пяток километров от моря - там вероятность свободного жилья увеличивалась. И таки да, мы вписались в отель “Панорама”: Он полностью оправдывает свое название:

Завтрак и ужин с видом на море, прям слоган одесских тетушек предлагающих жилье на ЖД-вокзале.

Оставшиеся пару дней мы катались на море, на разные пляжи. Как-то, возвращаясь обратно в отель, мы заметили бесхозную крепость рядом с дорогой:

Можно снимать фильмы.

В принципе рассказ окончен. Мы хорошо провели время. Я бы еще покатался по стране(мне особенно понравились горные районы), но и время проведенное на море тоже было неплохим. Тем более что мы нашли место с малым количеством людей и … коров: Таким запомнилось мне море в Албании.

Сувениров мы никаких домой не привезли, как-то не заметили чего-то стоящего. Зато устроили целую контабанду инжирного варенья. Друзьям раздавали и сами потом еще с полгода ели.

Кто до конца дочитал - молодец:).