Записная книжка     О блоге     Архив записей     Лента

Чтобы самому не забыть и другим рассказать

Велопутешествие по Греции, Турции и Грузии

Чуть больше двух месяцев по теплым краям на велосипеде с палаткой. Читать много, фотографий еще больше.

Маршрут поездки:

Содержание

Турция

Изначально я планировал немного другой маршрут. Я хотел буквально выехать из Одессы на велосипеде с рюкзаком, проехать Румынию, Болгарию, дальше Греция, Турция, Грузия. И оттуда паромом с Батуми в Одессу.

По километражу получалось чуть больше 4500 км. Цифра страшная на первый взгляд. Но вполне реальная. Множество примеров других людей, которые можно найти, например, в интернете, это подтверждают. Но примеры-примерами, мне лично надо было убедится, что я смогу такое преодолеть. Этой проверкой была поездка по Белоруссии-Украине в мае 2014 года. Результаты были прекрасные: за 2,5 недели почти 1400 (1392 если уж быть точным) км. А на эту поездку я закладывал времени в три месяца — хватит с лихвой.

Но я не успел до старта оформить все необходимые визы, была только греческая (а нужно было еще болгарская и румынская). Потому точка старта внезапноTM сместилась с Одессы на Стамбул.

В этой поездке я был не один, а вместе с Аленой. Мы давно дружили, часто обсуждали поездки друг друга. В общем она приехала ко мне с Москвы и мы улетели в Стамбул.

Стамбул

На улицах Гранд базара: В городе много мечетей, очень. Зачастую они очень старые(14-16 века), но в очень хорошем состоянии. Они все действующие, по крайней мере где мы были. И как потом оказалось в Бурсе, можно было свободно зайти в мечеть что бы посмотреть на нее изнутри. Во время Зухра(обеденный намаз)

Водные “маршрутки”

Один из символов Стамбула — Галатская башня

Город конечно красивый, но мне хотелось уже ехать, потому закупив все необходимое(еда, газ, батарейки и прочие мелочи), мы выдвинулись.

Вокруг Мраморного моря

На старте

Часто так случается, что первый день поездки получается не самый классный. У нас таких было два дня. Выезд из Стамбула дался тяжело. Дорога идущая в сторону Измита, оказалась очень оживленным и пыльным автобаном. И альтернативных, более спокойных дорог не было. Но как только мы преодолели этот участок, все наладилось: Маленький курорт Чынарджык

Чем дальше от столицы в провинцию, тем спокойней на дорогах, зеленее природа, а люди гостеприимнее: По разные стороны от Алены Нуч и Фелис. Они нас увидели на велосипедах и пригласили на обед

Местами очень похоже на Крым: небольшие горки, покрытые лесом, всегда рядом море, извилистые дороги, куча фруктов по обочинам:smile:. В городе Бурса у нас спонтанно образовалась вписка: мы два дня (хотя изначально планировалось один) отдыхали у веселого парня по имени Айкут. Пока искали адрес, по которому живет Ауйкут, познакомились с Мирсадом, который нам помог сориентироваться в незнакомом городе. Потом все вместе и тусили, слева Айкут, справа Мирсад: У памятника Ататюрку — это как Ленин в СССР

В старой(1400 год!) мечети Улу-Джами в Бурсе во время ночного намаза: После города уходим подальше от главных магистралей: По турецкой глубинке Дорога становится такой: И почти совсем исчезает: Встретившиеся мужики сказали что это судно когда-то ходило в Керчь и обратно Но виды улучшаются: Во время поездки у меня два раза ломался болт, который фиксировал багажник. Без специальных инструментов починить нельзя. Но каждый раз люди помогали. Я по этому поводу писал друзьям:

О полезности игры “Крокодил”.

Попробуйте объяснить турку, который знает только турецкий, а вы нет, что вам надо как-то извлечь остаток от болта, который крепил багажник к раме велосипеда. Болт просто отломался и теперь багажник не багажник, а кусок метала, на который давит рюкзак и ехать невозможно. И нужно объяснить туркам (ведь пока ты начал говорить с одним турком, то в это время сбежалась еще толпа), что нужно сваркой наварить на оставшийся метал болта другой кусок метала, например, гайку или большую пластину метала, за которую можно взяться рукой (или ключем в случае гайки) и выкрутить обломок. И важно это сделать электросваркой, а не газовой, что бы не проплавить раму. Важно вообще аккуратно это сделать и вообще никак не трогать электродом электросварки раму, потому что алюминий очень легкоплавкий и если что, то мое путешествие закончится прямо сейчас.

А теперь представьте что вам это надо сделать дважды.

Два сломанных болта за два дня. Две успешных игры в крокодил и обожженная краска на раме. Но рама целая, багажник сидит хорошо и я кручу педали дальше.

Починка велосипеда на СТО

Турок, который нас с Аленой привез в город на СТО Дальше по полям: Прекрасное солнечное утро. Все снаряжение было в росе.

In the middle of nowhere Последний день в Турции:

Греция

Так быстро таможню я еще нигде не проходил. Показали паспорта, нам их проштамповали и все. Мы такие в недоумении: а вещи осмотреть? В общем за минут пять от силы пересекшие пограничный пункт пропуска, мы радостно поехали дальше. Практически сразу “натикала” круглая цифра, первая тысяча:

Самотраки

Мы не планировали сюда вообще заезжать. Но катаясь еще в Турции мы встретили такого же как мы дедушку велосипедиста-туриста, родом со Львова. Разговорились, узнали маршруты друг друга. И именно он и посоветовал нам побывать на этом острове. Остров был по пути, потому и решили заехать. Паром из Александрополиса, два часа и мы на месте: Подплываем Одной из фишек острова является большое количество небольших водопадов. Только мы пока ездили вокруг острова насчитали 4-5 водопадов, которые были издалека видны с дороги. На один из них заехали: Если полезть вверх то таких каскадов еще штуки четыре будет.

Известность острову также принесла статуя, найденная на острове в 1863 году и сегодня находящаяся в парижском Лувре — Нике из Самотраки (Ника Самофракийская). На самом же острове стоит какой-то бронзовый памятник лишь отдаленно напоминающий Нику. Будучи там я его не сфотографировал, а в интернете картинку не смог найти в течении минуты. Но там и смотреть нечего:smile:.

Тасос

Побыв два дня на Самотраки, мы вернулись обратно в Александрополис, оттуда не спеша тоже за два дня доехали до порта, с которого можно попасть на остров Тасос — куда я изначально планировал попасть. При въезде в Керамоти́ стоит билборд отсылающий к событиям 1974 года на Кипре: В городе сели на паром, полчаса и мы на острове. На Тасосе мы провели лениво два дня. Я хотел проехать на велосипеде через горы, да и вообще сделать круг по острову, но Алена не поддержала меня в этом. Поэтому поставили просто лагерь и было что-то вроде трекинга: И только слышно как овцы везде пасутся, звук бо́тала на шее овец разносится по округе.

С острова мы вернулись паромом в Кава́лу. Там Алена решила вернуться домой. Она устала катить столько на велосипеде, говорила: “Я ща развалюсь на кусочки”. Ее можно было понять: практически без подготовки сразу проехать 1000 км. Это очень хороший результат. Мы попрощались, она через несколько дней автобусом добралась до г. Салоники, а оттуда самолетом домой в Москву. Ну а я продолжил свое путешествие дальше.

Горами греческой Македонии

Изначально я не планировал ехать сюда. Но так уж получилось что мне надо было где-то “убить” несколько дней до вписки в Салониках. Напрямую с Кава́лы до Сало́ников я бы проехал за два дня. Потому решил сделать “петлю”. Я практически не делал никаких фото катаясь здесь. Ничего особо примечательного не было. Просто красивая природа. Холмистая поверхность, много полей зерновых и хлопковых, гранатовые и виноградные сады.

Гранат

Инжир

В каком-то греческом селе

Сало́ники

В Салониках у меня была вписка у грека по имени Алекс. И вписка получилась очень в тему: всю ночь и полдня шел дождь, я сильно промок пока доехал до города.

Алекс оказался просто крутейшим поваром. Как он мне сказал: “Никто не имеет права готовить на кухне, кроме меня”. Поэтому он меня угощал, мне самому можно было сделать только чай:laughing:. Когда я спрашивал его что это за очередное чудное блюдо, он постоянно отвечал: “Don’t trouble, its a poison:smile:”. В общем все “яды”, которые я попробовал были очень вкусные. Он еще постоянно подтрунивал: “Tell me that I am better cooker than your mother:smile:”. Вечером он угощал разными напитками: вино красное, вино белое, ракия, еще какая-то самогонка, все местного производства. В общем можно было не боятся что я простужусь из-за дождя в первой половине дня — алкоголь согрел и уложил спать. Еще он меня сбивал постоянно с толку, потому что говорил на смеси русского, английского и греческого. Я привыкший в последнее время постоянно говорить на английском с трудом переключался на русский и обратно.

Осматривал город я сам, так как у Алекса не получилось выделить время днем.

Главная площадь Салоников — площадь Аристотеля: Очень похоже на одесский Приморский бульвар возле памятника Дюку. Только вместо Дюка у них Аристотель с натертым пальцем: Один из символов города — Белая башня: У башни очень интересная история. Она была построена как оборонительная крепость, позже служила тюрьмой, где вершились казни и пытки, за что была прозвана в народе “Кровавой башней”. После Первой Балканской войны, в 1912 году башня была побелена, это было символическим жестом, изображающим “очищение” башни, отсюда и теперешнее название. Раньше по периметру башни стояла укрепительная стена. Сегодня ее нет. В двадцатом веке башня служила приютом для местного минкульта, а сегодня в башне расположен музей. Вход в башню и осмотр музейных ценностей бесплатный. Правда я приехал в не приемный день, когда башня была закрыта.

Уже проезжая город, заметил такой уличный арт, зацепило:

Догоняя тепло или навстречу Афинам

По времени уже приближался октябрь. Погода начинала портится, начинались дожди и резкое падение температуры. Надо было срочно ехать на юг за теплом. Этот переезд получился самым, наверное, стремительным. Первые дни получалось держать километраж в районе 120-130 км в день. Потом на пути встретились четыре горные гряды, одна выше другой, которые естественно замедлили меня. Также из забавных воспоминаний: из Салоников до Афин идет новый высокоскоростной автобан, по которому я и ехал. Оттуда меня три раза “снимала” транспортная полиция, мол опасно и вообще не положено. Но это в общем-то не беда была, потому что рядом всегда шла старая (но хорошая) дорога.

Забавное придорожное кафе

По пути часто попадались сады киви. Часто я их сначала “чувствовал”, прежде чем видел — для меня они пахли почему то дыней. Ночевка в саду киви

Первый совсем небольшой горный хребет позади, впереди больше: Становится серьезней: На пути в Ларису. В этом хребте где-то там находится вершина Олимп

У памятника Ахиллесу растираю ахиллесову связку

Вообще горы какие-то странные. Они резко начинались и резко заканчивались. Железнодорожный мост

Дорогу под линейку построили

Солнечные блики сознания После последнего хребта я ехал вниз накатом 24 минуты (специально засек, когда был на перевале). Одно из самых ярких впечатлений путешествия. Затормозил уже в каком-то селе, в поисках чего-то вкусненького. Техника тоже часть картины Вторая тысяча, до Афин еще около 200 км: Типичная Греция: куски скульптур на каждом углу

Афины

В общем за пять дней я “долетел” из Салоников в Афины. Еще в Салониках я пытался найти себе вписку через кауч, но люди то не могли, то просто морозились. Правда когда оставался один ходовой день до столицы, мне пришел ответ от одного афинянина, который согласился захостить меня. Но тут уже я не захотел: по приезду в город мне хотелось выспаться, отдохнуть без всяких общений и тусовок, как в отеле. Короче, ну совсем не красиво было бы с моей стороны вести себя так у него в гостях. Потому я его поблагодарил, отказался, остановился в дешевом отеле и был таков. Ликавит — гора в центре Афин

В Афинах я чувствовал себя на школьном уроке античной истории. Здесь количество старых камней, памятников и тому подобного на квадратный метр зашкаливает. Людей еще больше. Все они ходят и со знанием дела разглядывают росписи амфор, обсуждают архитектуру, фотографируют каждый метр и вообще всячески получают удовольствие от этого. Меня же эти “священные” камни ни разу не вдохновляли, но поскольку уже здесь, то надо же сделать дежурный обход. Такой же дежурный фотоотчет, без особых комментариев. Одеон Герода Аттика Одеон является одной из главных сценических площадок ежегодного Афинского фестиваля, проходящего в столице Греции с июня по сентябрь. На сцене Одеона выступали балет Большого театра и … многие другие звезды, которых я не знаю:smile:. Суть в том что это популярная сцена для людей искусства.

Вид города с Акрополя

Вечно реставрируемый Парфенон Там же в Акрополе: Гекатомпедон — древнейший храм Афинского акрополя, посвященный богине Афине

Мне быстро надоели эти развалины и я пошел дальше. Прогулялся по району, который называется Монастираки (это такой большой Привоз или Гранд Базар, только на греческий манер) и вышел на площадь Синтагма, на ней же расположен парламент Греции: Невозмутимая стража. Можно с ними сфотографироваться, близко рассматривать, но если что-то будете лишнее делать (например, лезть обниматься), то он стукнет прикладом ружья о плитку. Что я и наблюдал, когда какая-то девушка пыталась обнять его для фото. Больше всего мне понравился стадион Панатинаикос, который я сам прозвал олимпийским: Здесь я даже оживился и рассматривал его с бОльшим интересом.

Стадион большой, несмотря на то что памятник архитектуры, действующий. Например, в 2004 году, когда в Афинах проходили олимпийские игры, здесь были организованы соревнования по бегу на короткие дистанции. Изначально стадион был построен еще в каком-то веке до нашей эры. Спустя некоторое время был разрушен, в конце 19-го века отреставрирован. И с тех пор стадион имеет такой вид. Рассчитан на 60000 человек.

Также внутри стадиона есть музей, в котором собрана символика всех олимпийских игр, с тех пор как они официально возобновились, т.е. с конца 19-го века. Например, игры Москва-80: Есть там факел и символика с сочинской зимней олимпиады.

В общем там я завис до вечера, пока не закрыли стадион.

На следующий день перебрался в порт: Арт видно издалека — сразу понятно: порт! И уплыл на Родос: На Родос!

Родос

Если меня спросить что мне больше всего запомнилось в этой поездке, то я однозначно отвечу — Родос. Я понял что мне здесь дико нравится спустя пятнадцать минут нахождения на острове, гуляя по столице острова. Родосская крепость, Форт Святого Николая, старый порт, узкие улочки, храмы, мечеть. И очень хорошо сохраненное и все “живое”, населенное людьми, а не огорожено забором с тетенькой у входа, которая продает билеты. В общем я гулял в городе с полдня с открытым ртом и постоянно щелкающим фотоаппаратом. Крутое сочетание прошлого и настоящего

Вход во Дворец великих магистров

Расслаблено объехал остров за четыре дня. Никуда не спешил, поздно собирал лагерь, рано ставил. Много купался в море.

Линдос — город, находящийся на юго-востоке острова

Дикий хипповый пляж

Высохший каньон

Вокруг острова назад в столицу, через горы

Назад в Турцию. Мармарис. Горами по Ликийской тропе

Сделав кольцо по острову, я вернулся опять в столицу острова. Купил билет на паром в Турцию, Мармарис. И оставшиеся полдня до отправления судна провел рассматривая по новой город. Определенно сюда хочу вернуться! Прощай Родос! Начался путь по горам. Путь одновременно очень красивый и тяжелый. Затяжные подъемы сменялись затяжными спусками. Вот идешь полчаса вверх, толкаешь велосипед и думаешь: “На кой черт я сюда полез!” Но дорога выравнивается и открывается вот такой вид: Круто!

Сразу пропадает все недовольство. И следующие двадцать минут свистит ветер в ушах, приходится притормаживать, потому что становится немного страшно, когда спидометр показывает скорость выше 60 км/ч. Сплошной кайф. Правда с маленькой горечью: если есть спуск, то когда-то будет подъем. Опять. Еще один.

Я знал что еду по Ликийской тропе, т.е. по пути можно найти много интересных исторических объектов. Но большого желания ехать и посмотреть именно на них не было. Лишь один раз, направляясь ночевать на пляж возле Патары я, как оказалось, попал на раскопки одного из крупнейших городов и главный порт Ликии. Утром на обратном пути щелкнул дежурный кадр:

Из записей:

В городке Kaş. Пилю третий день по горам от Мармариса до Антальи, сложно капец, очень устаю. Но виды классные:smile:. Куча гранатовых, апельсиновых и лимонных садов по дороге:smile:. Жарко и дожди, причем с градом. Но я под них не попадаю, так дождь раз в день зарядит на час и все, я в это время в укрытии отдыхаю. Есть намного больше стал, прям не в себя — из-за таких-то нагрузок. Меня периодически на дорогах подкармливают: вот сегодня сижу на обочине дороге и жую гранат, останавливается машина и женщина-водитель дает пару пирожков с творогом, ну и говорит что-то на турецком:smile:.

Цвет моря притягивает

Внезапно в Грузии

От Мармариса до Антальи я добрался за пять дней, хотя расстояние по дороге, которая идет параллельно побережью, небольшое — 330 км. Обычно мне надо три дня на преодоление такого расстояния. Несмотря на все красоты, крутую погоду и фан, я все таки начал существенно уставать. Очень сильно меня подкосила дорога по горам: если первые два дня удавалось держать километраж в районе 100 км в день и проехать почти две третих пути до Антальи, то последние дни проезжал по 40-50 км. Плюс у меня начала болеть ахиллесова связка на левой ноге, что не добавляло комфорта при езде. И еще начала портиться погода — стабильно раз в день заряжал ливень на час-полтора. Потому, по приезду в Анталью я решил — пора возвращаться домой. Мне все больше времени отдыха требовалось на восстановление. Уже перевалило за середину октября, мой планируемый маршрут дальше пролегал через горы в сторону Грузии, надо было отмотать где-то еще с 1000 км. Горы внутри Турции больше и круче чем на юге. Будет холодать. Я уставший явно буду долго их пересекать. Уже одна мысль о том что надо ехать/идти в горку, вызывала “боль” в мышцах ног. Да и спустя полгода странствий (поездка по Белоруссии, поход в горы с последующим автостопом) мне наконец захотелось домашнего уюта.

Потому в тот же вечер взял билет на автобус с Антальи а-а-аж до Батуми и через сутки:exclamation: я там был. Все эти сутки я практически проспал в автобусе, иногда просыпаясь и поглядывая в окно. “Хорошо что поехал на автобусе, — думал я, — удачно, вон все время идет дождь”. И правда, приехав в Батуми, там тоже обнаружились лужи.

В Батуми первым делом нашел офис украинского паромного перевозчика ukrferry и купил билет на ближайший паром до Ильичёвска. До отправления судна у меня было четыре дня, потому я затусил в первый попавшийся отель и стал цивильным туристом. Вело путешествие было закончено. Намотал я немногим больше 3000 км.

Последующие дни я просто гулял по Батуми.

Консульское агентство Украины в Батуми

Агитационный арт

Вообще какой-то город мегаконтрастов. Читал много раз что сделали с него очень красивый европейский город. И таки да, набережная и части города очень даже круто выглядят. Но стоило только отойти шаг в сторону и резко попадаешь в Среднюю Азию, причем самый разбомбленный вариант. Попрошаек море, причем очень многие с характерной мисочкой стальной. Как будто от организации какой-то, еще лейбы не хватает.

Также съездил на автобусе в Тбилиси. Железный человек по-грузински, по дороге в Тбилиси

Мост мира

Ночной Тбилиси

Одесская Молдованка на тбилиский манер

Поскольку я уже был порядком уставший и мыслями дома, впечатления от Грузии получились смазанными. По факту я “убивал” время до парома, а не смотрел страну.

Паром домой

В день отплытия парома резко похолодало и разыгрался пятибалльный шторм. Судно даже не зашло в порт, что меня расстроило:disappointed:. Но на следующий день погода, как ни в чем не бывало, опять засияла: На судне в ожидании чуда отправления

На пароме, кстати, не я один был такой упоротый велосипедист-путешественник. Ребята с Днепропетровска тоже тусили около двух месяцев, правда только в Грузии. Но у них кроме велосипедов, было еще куча снаряжения для трекинга и кайт-серфинга. Вот такое странное, но интересное сочетание:smile:. Теплая, солнечная погода в Батуми при отплытии: Мне попалась самая “козырная” каюта, вид на нос судна

Контрастный следующий день, Ильичёвск на горизонте: Мордор Прошел украинскую таможню, за час добрался на велосипеде в Одессу, оттуда автобусом в родное село, а там уже под проливным дождем в теплый родительский дом.