Записная книжка     О блоге     Архив записей     Лента

Чтобы самому не забыть и другим рассказать

Велопоход с элементами автостопа вдоль Днестра по Молдавии и Приднестровью

Бессмысленно и беспощадно.

По всем моим внутренним критериям и параметрам поход получился неудачным. Не было уверенности быть ли ему вообще, так как погода в Одессе уже была истинно осеняя: прилично похолодало, шли дожди, солнца давно не было видно, прогноз погоды на даты похода был неутешительный. На свободные 4-ре дня(13.10.2017 - 16.10.2017) маршрут я задумал приличный:

Почти 350 км по холмистым грунтам. Думал так: я ж еще молодой, я ж еще страдаю ерунд..., я ж “тренировался” до похода, катаясь из дома на работу и обратно на велосипеде, так что по 90 км на день для меня будет вообще фигня:).

На деле же получилось совсем не так как хотелось: пасмурная погода, сильный ветер, дождь в первый день, размокшие грунтовые дороги и разболевшееся колено меня сильно “подставили”:). Впрочем, о всем по порядку.

Фактический маршрут

Концепция похода: проехать Молдову с севера на юг и завершить путешествие в Украине, с. Старокозачье, что на границе с Молдовой, откуда я родом и где живут мои родители.

При планировании маршрута смотрел на удобный подъезд к старту. Электричка Одесса - Вапнярка подходила идеально: удобно сразу после работы выехать, время на дорогу относительно небольшое, не надо заморачиваться с билетами. Прибежав с работы, я быстро что-то закинул в желудок, схватил велосипед со спакованным рюкзаком, быстро добрался до жд-вокзала и упаковался в электричку. “Упаковался” - именно то слово, которое здесь уместно. Я почему-то рассчитывал на малолюдность(вечер четверга же!), свободное пространство внутри вагона, где можно будет спокойно разместиться с велосипедом. Но не тут-то было! Все вагоны были сверху донизу забиты людьми и товарными коробками, причем последних едва ли было меньше чем людей. Я слегка опешил от такого расклада. Электричку только недавно подали, а она уже забита! Пока я в тамбуре снимал велобаул с багажника и откручивал педали(дабы они не цеплялись за людей и вещи), параллельно обдумывая куда приткнуться, вид двух внезапно начавших драться и материть друг друга женщин - за свободное место и “неправильно” лежащие коробки - меня просто убедил подождать несколько часов в тамбуре:).

Я и друг мой грузовик велосипед

В общем так или иначе в часов 10-ть ночи доехав до с. Слободка, быстро выгрузился с электрички и вырулив за село на пару километров, я заночевал в придорожной лесополосе. Утром проснулся, быстро позавтракал и выдвинулся. Красивая осенняя дорога на старте, еще Украина

Первые 35 км ничего особенного не было: таможня Украина-Приднестровье, неплохая асфальтовая дорога через деревни и поля, ветер и пасмурная погода. Собсно для меня все интересное начиналось после города Рыбница. К слову, когда в интернете читал за Приднестровье, то очень часто встречал фразу типа “вы попадете в СССР”. Я же ничего такого не заметил. Весь мир глобален и развивается более-менее однородно. Села плюс-минус похожи друг на друга: бессарабские, пошарпанные.

Кадры, сделанные в селах Приднестровья, Молдовы и Украины, есть ли большая разница, где чье?

С городами тоже самое. Рыбница и Бендеры, вполне себе промышленные города, выглядят как типичные Белгород-Днестровский или Новая Каховка. Что там, что там есть много заводов, которые стоят или как-то работают, панельные дома, рекламные борды, кафе и полу разбитый асфальт(хотя, признаюсь, дороги по Приднестровью, там где я бывал, приятные).

На центральной площади Рыбницы, промзона Бендер

Впрочем, я слегка отошел от основного повествования. В Рыбнице быстро прошел таможню Приднестровье/Молдова, … Мост между Приднестровьем и Молдовой, вид в сторону Рыбницы

…переехал через Днестр и началось для меня то, ради чего ехал в поход: дорога вдоль Днестра, красивая и живописная, по осеннему желто-зелено-красная. Заглавное фото как раз сделано в начале этой дороги. Дорога сначала была покрыта сносным асфальтом, петляла по селам, ехалось легко. Достаточно быстро доехал к первой точке, куда я стремился - водопад в с. Сахарна.

Водопад и монастырь в Сахарне

Там же и пообедал, слушая шум воды и служений в монастыре.

Продолжил путь. Как только покинул Сахарну, начался жестяк: асфальт внезапно и бесповоротно исчез, грунтовка круто взлетела вверх и начала уходить в сторону от Днестра, небо затянуло свинцом, начал слегка моросить дождь и по мере подъема усиливался ветер.

Я был в курсе что мне предстоит ехать через полевые дороги. Там собсно других путей и нет. И я очень расчитывал, что я их проскочу “насухо”. Не повезло:).

Сначала были дороги внутри лесополос:

Вы вот смотрите на фото и возможно думаете: “Как красиво, я бы тоже хотел(а) там прокатится”. Но … оно то, конечно, красиво, но блин тяжело. Кадры были сделаны, когда было легко и приятно ехать. Когда же было говнище болотище, мне было не до фоток

Было красиво и тяжело: не всегда можно было ехать из-за болота и больших колей от тракторов, ветки деревьев и шиповника хлестали по рукам, лезли в спицы и цепь велосипеда. Но был один жирный плюс: растительные коридоры реально хорошо защищали от ветра, минус одна стихия, с которой надо бороться.

Вообще был альтернативный путь, грейдер, по которому местные ездят друг к другу. Без зарослей и преодолевания себя. Но он делал крюк, плюс не интересный живописный. В общем, пару часов я провел, интересно пробираясь через дебри. После того как выбрался на просто накатанные грунты, зарядил уже полноценный дождь. Видимо для того чтобы стало совсем интересно. И, действительно, было очень увлекательно: с козырька шлема течет, холодная ветровка липнет к телу, дороги скользкие и неровные. Яркий домик посреди серых полей

По плану я должен был доехать до с. Цыпово. Именно в Цыпово хотелось заночевать, потому что там куча интересных местяков, как раз за пару часов вечером и утром можно было осмотреть. По gps, напрямую, расстояние было не больше 5 км, вообще фигня. Но дорога как-то обходила полукругом из-за цыповского ущелья. Я наконец-то выбрался с полей, ехал уже по грейдеру слегка в горку, дождь все также хлестал. В принципе я успевал осуществить задуманное: еще не было 17:00, до темноты, т.е. до 18:00 должен был бы успеть. Но у меня уже полностью промокли кроссовки. Велосипед потяжелел из-за болота, цепь начала характерно хрустеть от грязи. Начало слегка ныть колено. И я решил что ну его к черту мучиться. И в тот момент, когда я так подумал, недалеко от дороги увидел три больших шикарных дерева - грецких орехов. Я пулей туда залетел, за пару минут поставил палатку, запрыгнул туда вместе с велобаулом и быстро переоделся во второй комплект сухой одежды. Мне не было холодно, потому что все время вкручивал педали, но глупо же сидеть в мокрой одежде и остывать.

Дождь активно лил еще где-то с час. После того как он утих, я начал пытаться разжечь костер. Не получалось добрых минут 30-ть, так как все вокруг было пропитано влагой. Но главное не сдаваться: Когда полыхает костер, уют на бивуаке сразу повышается до небес. Можно со спокойной душой заняться приготовлением ужина, сушкой одежды, техобслуживанием велосипеда. Главное вовремя подкидывать дрова.

Копчу сушу мокрую одежду

Интересно насколько это романтично: перекидываться с любимой смсками созерцая костер?:)

Cледующее утро было очень прохладным и мрачным, пронизывающий ветер абсолютно не стимулировал выползать из палатки. Потому я сидел до последнего в ней и вылез оттуда когда сделал все: приготовил еду на горелке, поел, переоделся в ходовую одежду, упаковал рюкзак. Внезапно, пока складывал палатку, выглянуло солнце: Правда спустя минуту оно исчезло. Но знак хороший.

До Цыпово я добрался сравнительно быстро: река Днестр В ущелье рядом есть водопад подобный тому что я видел в Сахарне, потому я не стал тратить время на еще один подобный. Судя по отчетам, которые читал в интернете, туда пешком шагать минимум час. Да и в принципе всю ту программу(старый скальный монастырь на берегу Днестра, красивое ущелье), которую я планировал осуществить, пришлось забыть, так как я не смог добраться до Цыпово на ночевку. Маршрут у меня запланирован большой, а я вроде как “опаздываю”. Потому ограничился просто красивым видом с обзорной площадки и 15-ти минутным отдыхом. Картина - класс, ветер тоже … сильный

После Цыпово у меня в планах было добраться в Старый Орхей посмотреть на красивые виды реки Реут, плюс скальные монастыри. И я еще был оптимистичен:). Путь туда - все те же грунтовки. В общем я опять намесил болота будь здоров. Очень медленно продвигался. Обедая в каком-то леске, я понял что тупо не успею таким темпом проехать все что запланировал. Потому просто выпрямил часть маршрута. Отменился Старый Орхей, Кишинев, таким образом исчезла петля почти в 100 км. К часам 4-м дня я наконец-то выбрался на хороший асфальт, который все время шел на юг, на Дуббосары и Тирасполь: Слоган этого похода: “Нельзя просто так ехать и наслаждаться!”. Если нет болотистых грунтовок, есть ветер. Если ветер твой помощник и асфальт шикарен, то колено объявит независимость:). Вот такие мысли у меня витали в голове, когда я маслал по трассе. И еще: “Ветер - враг мой, ветер - друг мой”. Мое направление движения по асфальту, на который я выехал, идеально совпадало с направлением ветра. Так что практически всегда было хорошо. Но иногда дорога поворачивала так, что ветер был в лобовую. Ну а колено… Я на радостях(ровная и чистая дорога с попутным ветром!) взял быстрый темп. В правом колене возникло уже знакомое легкое ноющее ощущение. С таким ехать можно, главное не перегрузить колено, следить за ним, т.е. снизить обороты и больше “грузить” здоровое. В идеале, конечно, перейти вообще на контактные педали.

Проезжая через села, отмечал различные забавные штуки: Пролетая на всех парах мимо этого я аж приафигел, развернулся назад, дабы более подробно рассмотреть: Я не верующий, потому нифига не понял что делает череп с костями на православном кресте. Уже потом в интернете вычитал: “Череп - это образ черепа Адама, на который, по преданию Святой Церкви, пролилась Кровь непорочного Агнца - который есть Иисус Христос, Сын Божий. Череп - это мы с вами, смертные. Дети Адама. Благодаря Жертве на Кресте, Кровь омыла нашу падшую природу, дав каждому из нас Дорогу в Царство Иисуса Христа. Царство Небесное. Рай.” Ну ок, понятно, но жутковато. с. Устия, недалеко от моста на Дуббосары К слову, такие артефакты попадались в молдавских селах, в Приднестровье такого я не видел.

Еще меня радовало большое количество колодцев, проблем с водой вообще не было:

Они настолько часто попадались, что даже когда у меня оставалось критично мало воды, мне лень было останавливаться дабы пополнить запасы, потому что я знал что впереди по любому будет еще один колодец.

Дальше основная дорога разветвлялась. Одно из направлений уходило в сторону Кишинева, куда я уже не собирался ехать. Второе направление перескакивало через Днестр и шло прямо на Тирасполь. Туда я и поехал. На мосту ко мне прицепились какие-то агрессивные дворняги, не просто лаяли, а аж за штанину пару раз хватали. Удар ноги в голову не помогал, наоборот их делал более агрессивными. Тогда я резко ускорился, дабы оторваться. Получилось, но зря я это сделал. Понял сие когда спешился перед погранпостом Молдова/Приднестровье - начало резко болеть колено. После прохождения всех формальностей я не поехал, а пошкандыбал. Где-то через полчаса я остановился на ночевку в леске на крутом склоне над Днестром: Шикарный вид За второй ходовой день опять проехал где-то с 60 км. Мало. Но даже с таким километражом я успею добраться до финиша по сокращенному варианту маршрута за следующие два дня. С такой мыслью я уснул.

На следующий, третий день, проехав буквально километров 10-ть, я понял что правое колено отказало совсем. Перестал мучить колено, пошел пешком. Если идти я хоть как-то могу, то тупо сгибать-разгибать, даже не давить на педаль, было адски больно. Я слегка приуныл. Что ж, блин, такое?! Все время то дождь, то ветер в лобовую, то пасмурно. Я рассчитывал совсем на другое:). Где ж тут удовольствие получить? До конечного пункта чуть больше 100 км, при чем уже по равнине, т.е. без горок. При нормальных обстоятельствах я и за день такое расстояние проеду. А в запасе было два: сегодня и завтра. Но с таким раскладом я уже потерял запал, да и не было физической возможности ехать.

Прочапав минут 15-ть, я полностью осознал, что велопоход для меня окончен. Ну раз так, то надо как-то домой добираться, причем желательно сегодня.

Размышляю что делать дальше, глядя на (заброшенный?) консервный завод в Григорополе

Как это сделать, находясь в Приднестровье, в каком-то селе, где транспортного сообщения-то особо нет? Автостоп! Автостоп в велосипедном походе - это что-то новое, такого у меня раньше еще не было:). Сотня километров для авто вообще дело плевое.

По понятным причинам я стопил только грузовые авто. Первая машина, которую застопил, была старая ГАЗ-53. И какая удача, водитель Виталий ехал аж в Бендеры, что уже покрывало большую часть пути. Оказалось что Виталий байкер, с его слов, потому и решил остановиться:

Вижу велосипедист стоит, голосует. Дай, думаю, остановлюсь, может помощь какая нужна.

Пока ехали, весело перекрикивались, потому что иначе невозможно было общаться. Легче становилось, когда Виталий разгонялся, переключался на нейтральную передачу и дальше мы каких-то пару сотен метров ехали накатом в относительной “тишине” двигателя:).

В Бендерах мы попрощались, следующие километров 20-ть проехал-прошел. По прямой дороге и на спусках я крутил педаль одной ногой: из веревки на педали сделал себе лямку для ноги. Передачу пониже, вторая нога просто болтается и вперед! Забавно, наверное, со стороны выглядел. В горку и против ветра я, конечно, шел пешком. На очередном подьеме удалось застопить легковушку-пирожок. Они меня подкинули еще на 10-ку километров, почти к Штефан-Водэ.

Хорошо идем! К финальной точке маршрута осталось каких-то 30-35 км! А еще только обед. И еще так удачно выпрямилась дорога и ненавистный до сих пор сильный ветер теперь все время дует в спину. Я даже с одной рабочей ногой мог особо не напрягаясь держать темп в 20-25 км/ч. Был забавный момент, когда я проезжал через какое-то село и там двигалась колона велосипедистов, несколько взрослых и много детей(что-то похожее на школьный велопоход). Я решил выпендриться и пошел на обгон. Естественно “одноногий” велосипедист с рюкзаком, который обгонял колону других велосипедистов вызвал фурор и желание погоняться:). Но к моему удивлению я легко их всех обошел и оторвался.

Спустя несколько километров я устал и перед очередной пологой горкой спешился. Так я хромал себе с минут пять, когда передо мной остановился мужик на жигуле, мол “все ли нормально?”. В итоге мы закинули велосипед на багажник на крыше авто и он меня подвез почти до таможенного поста. Осталось там каких-то 5 км, которые я без особого напряга доехал на одной ноге.

Быстро прошел молдавскую таможню, долго стоял на украинской(у них одно окошко на всех, очереди дикие!), после меня уже отец встретил на авто.

Резюмируя: поход получился совсем не таким как я его себе представлял. С точки зрения планирования - полный провал. Маршрут не тот что изначально наметил, многие интересные места не посетил, погода подкачала. С точки зрения приключений да и общего впечатления - ничего так:). Каждый день по своему соревновательный с чем-то. То с ветром и дождем, то с коленом, то азартное добирание домой автостопом. И еще одно: старею я, пора пересаживаться на мотоцикл:).